|
2021. №4 Vol.15
|
|
7–21
|
Современное состояние глобального рынка долговых ценных бумаг характеризуется исторически низким средним уровнем процентных ставок, тенденциями по выравниванию доходностей облигаций с разными сроками до погашения, возрастанием частоты возникновения инверсии кривой процентных ставок и масштабным трендом автоматизации принятия финансовых решений. Внимание исследователей в данной сфере сосредоточено на построении моделей, описывающих состояние долгового рынка в целом или отдельных его инструментов, а также на управлении рисками. При этом в профильной литературе крайне мало работ затрагивает тематику компьютерных алгоритмов формирования облигационных портфелей, базирующихся на традиционных или современных инвестиционных стратегиях. Цель данного исследования состоит в модификации алгоритма применения стратегии скольжения по кривой доходности, задействующего, во-первых, среднюю доходность облигаций за период инвестирования вместо традиционной доходности облигаций к погашению, во-вторых, разработанный алгоритм расчета рыночного спреда по облигациям и, в-третьих, альтернативные показатели оценки рисков (коэффициенты компенсации), позволяющие объективно оценить ценовой риск, риск ликвидности и риск транзакционных издержек, а также общий риск. Модификация стратегии скольжения по кривой доходности и разработка алгоритма расчета рыночного спреда осуществлялись с использованием метода прямого измерения результата, предполагающего применение рассматриваемой стратегии к данным по облигационным выпускам российских эмитентов долгового рынка Московской биржи. Отбор финансовых инструментов осуществлялся во всех сегментах российского облигационного рынка: государственных облигаций, субфедеральных и муниципальных облигаций, корпоративных облигаций. Модифицированный алгоритм позволил получить дополнительную доходность по каждому из отобранных облигационных выпусков, что свидетельствует о высокой эффективности разработки в сравнении с традиционной стратегией. Программные реализации этого алгоритма могут быть интегрированы в любые роботизированные и полуроботизированные биржевые торговые приложения. |
|
22–35
|
В бизнес-информатике, одним из предметов исследования которой является анализ данных о процессах в прикладных предметных областях, возникают задачи качественного анализа. Такого рода задачи возникают, например, при качественном исследовании лог-файлов бизнес-процессов, при анализе и прогнозировании временных рядов, и других процессов различной природы. Достаточно часто для представления информации об исследуемых процессах в методах качественного анализа используется символьное кодирование, позволяющее снять излишнюю детализацию числовых описаний. Актуальность данного исследования связана с тем, что при работе с исходными данными исследователи зачастую сталкиваются с наличием шумов и искажений в исходных данных, что существенно затрудняет решение задач качественного анализа. При работе с символьными представлениями исследуемых процессов, которые достаточно часто имеют периодический характер, мы наблюдаем шумы удаления, вставки и замены символов, усложняющих решение задачи определения и анализа периодичности. В статье рассматривается задача восстановления периодических символьных последовательностей, полученных кодированием по отсчетам периодических функций и искаженных шумами вставки, замены и удаления символов. В качестве конкретного примера синтетических данных временных рядов рассматриваются тригонометрические функции. Для кодирования тригонометрических функций используются алфавиты различных мощностей с различной детализацией интервалов отсчетов по модельному времени. В статье представлено экспериментальное исследование зависимости характеристик качества метода восстановления периода и периодически повторяющегося фрагмента, ранее предложенного авторами и усовершенствованного в данном исследовании. Для алфавитов разной мощности при фиксированных интервалах отсчетов по модельному времени приводятся доля последовательностей с удовлетворительно восстановленным периодом и относительная погрешность определения длины периода. Качество восстановления периодически повторяющегося фрагмента оценивается отношением редакционного расстояния от восстановленной периодической последовательности до исходной последовательности, искаженной шумами.
|
|
36–49
|
В условиях острой конкуренции создание новой продукции и продвижение ее на рынок требует маркетинговой поддержки. Центральным звеном маркетингового управления инновациями выступает маркетинговое позиционирование. В отличие от методического аспекта процедурная составляющая позиционирования не нашла широкого отражения в научных публикациях. Также не уделено должного внимания вопросам рыночной сегментации и выделения конкурентного преимущества такой высокотехнологичной продукции как гражданская авиатехника. Это определяет актуальность проблемы разработки процедуры маркетингового позиционирования в рамках управления развитием товарного предложения авиапромышленных предприятий. С позиций системного подхода обоснована необходимость исследования смежного рынка авиаперевозок, а также анализ корреляции его сегментации с выделением целевых сегментов рынка авиатехники. При проведении конкурентного анализа предложено рассмотрение положения на рынке не только отдельных типов гражданских самолетов, но и их семейств. Моделирование маркетингового управления показывает роль позиционирования в процессах создания, производства и эксплуатации самолетов. Отличительной особенностью процедуры выступает и предложенный этап оценки эффективности реализации выбранной позиции изделия, что позволяет анализировать целесообразность маркетинговых решений на протяжении всего жизненного цикла продукта. Особое внимание уделено вопросам информационного обеспечения. Изложенные результаты исследования отражают специфику маркетинговой деятельности авиационно-промышленных предприятий и способствуют развитию концептуальных основ отраслевого маркетинга. |
|
50–60
|
В статье рассматривается вероятностно-статистическое моделирование принятия управленческих решений в экономике по выборочным данным за прошлые периоды времени. Для определенности исследование ограничено моделями Марковица задачи поиска эффективного портфеля в поле третьей информационной ситуации. Третья информационная ситуация является широко распространенной ситуацией принятия решений и характеризуется тем, что лицо, принимающее решения, задает согласно своему мнению линейное отношение порядка на компонентах неизвестного распределения вероятностей состояний экономической среды. Часто с точки зрения лица, принимающего решения, компоненты неизвестного распределения вероятностей состояний экономической среды должны удовлетворять частично усиленному линейному отношению порядка. В результате применение традиционных статистических оценок оказывается невозможным, при этом возникает следующий вопрос, практически неизученный в научной литературе. По каким формулам в этом случае следует находить статистические оценки и, прежде всего, оценки неизвестных вероятностей состояний экономической среды? В качестве оценки неизвестного распределения вероятностей предлагается использовать последовательность Фишберна, удовлетворяющую всем имеющимся ограничениям, соответствующую мнению лица, принимающего решения, и заданному им линейному отношению порядка. Последовательности Фишберна представляют собой обобщение известных формул Фишберна. Принципиально важно, что любая последовательность Фишберна удовлетворяет простому линейному отношению порядка, а при определенных условиях и частично усиленному линейному отношению порядка. Особое внимание уделяется энтропийным свойствам обобщенных прогрессий Фишберна, представляющих собой наиболее важный класс последовательностей Фишберна, а также использованию обобщенных прогрессий Фишберна для учета мнения лица, принимающего решения. Разработана такая схема оценки неизвестного распределения вероятностей, которая позволяет добиться корректности вероятностно-статистического моделирования, а также адекватного учета мнения лица, принимающего решения, неопределенности и риска. |
|
61–75
|
Работа посвящена моделированию связей институционального и фактического уровня глобализации в странах мира. Рассматриваются векторные модели коррекции ошибками, квантильная регрессия, а также модель стохастической границы. В качестве меры глобализации и ее составляющих используется система KOF-индекса глобализации, позволяющая анализировать отдельные глобализационные процессы в экономике, социальной сфере и политике. По данным 2020 года определены динамические соотношения между фактическими и институциональными составляющими глобализации, выявлена приоритетность институциональной составляющей для информационной и финансовой глобализации. На примере финансовой глобализации показана неравномерность степени влияния институциональной составляющей на фактическую глобализацию в странах мира, в частности, его превалирующее значение для менее глобализованных стран, указывающее на выравнивание степени интернационализации в мировой финансовой системе. Проанализирована степень эффективности воздействия институциональных мер вместе с общим уровнем благосостояния на фактическую финансовую глобализацию. Показано, что разброс по странам мира в показателе эффективности составляет почти 70%. Почти 10% стран имеют низкую эффективность до 50%. Треть стран имеют среднюю эффективность (50–75%), доля стран с высокой эффективностью свыше 75% составляет около 60%. |
|
76–92
|
Создание сетевых предприятий на основе цифровых технологий индустрии четвертого поколения открывает широкие возможности для повышения гибкости производства, клиентоориентированности и осуществления непрерывных инноваций в выпускаемой продукции и оказываемых услугах. Вместе с тем, новые возможности вызывают необходимость разработки новых методов и технологий проектирования инновационных процессов в условиях применения цифровых i4.0-платформ, что обусловливает актуальность темы представленной работы. Целью работы является определение технологий проектирования инновационных процессов создания продукции и услуг с использованием i4.0-систем, которые основаны на многоагентном взаимодействии оболочек администрирования ресурсов, отображающих цифровые двойники компонентов продуктов, и применении онтологических и когнитивных методов формирования и обоснования проектных решений. Представленная работа использует предметно-ориентированный подход к проектированию, архитектурный фреймворк построения i4.0-систем, методы онтологического инжиниринга, развертывания функции качества, анализа видов и последствий потенциальных несоответствий, обработки нечетких множеств. В работе предложены принципы выделения ограниченных контекстов предметной области в соответствии с выполняемыми проектными работами для стадий жизненного цикла и подсистем (компонентов) продукции. Для ограниченных контекстов предметной области предусматривается создание оболочек администрирования ресурсов i4.0-систем, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного процесса и многоагентное взаимодействие его участников. В качестве когнитивных инструментов принятия проектных решений предлагается использовать сервисы оценки важности определяемых качественных характеристик продукции и минимизации отклонений предлагаемых решений от формируемых функциональных и нефункциональных требований. Используемые методы онтологического инжиниринга и моделирования данных позволяют динамически развивать инновационный проект и поддерживать в процессе проектирования различные версии проекта. Применение предложенной технологии проектирования инновационных процессов создания продукции и услуг на сетевых предприятиях с использованием i4.0-систем позволит улучшить качество принимаемых проектных решений, повысить динамичность и непрерывное развитие инновационных проектов. |
|
|